О том, как проходила олимпиада.
Окружной тур для 5-7 классов проводился по школам (его могла организовать
у себя любая школа).
Рекомендованная оргкомитетом дата проведения
этого мероприятия — 21 января 2006 г.
Окружной тур для 8–11 классах проводился 29 января 2006 года в школах и ВУЗах города Москвы по единым текстам. Проведение олимпиады координировалось городским оргкомитетом и методическими центрами округов.
Задания в формате HTML 5 класс | 6 класс |
7 класс | 8 класс |
9 класс | 10 класс
Задания в формате PDF для 5–10 классов (160 K)
и для 11 классов (PDF, 80 K).
Решения
5 класс | 6 класс |
7 класс | 8 класс |
9 класс | 10 класс, они же, но
в формате PS
5 класс | 6 класс |
7 класс | 8 класс |
9 класс | 10 класс
- В подписи под вариантом 5 класса сайт Малого мехмата — http://mmmf.math.msu.su/ (WWW добавлено по ошибке)
- В задаче 3 в варианте 8 класса одного вопросительного знака достаточно. (Второй поставлен по ошибке).
- В варианте 10 класса задачи нумеруются естественным образом (Номер 5.5 поставлен по ошибке).
- В варианте 11 класса номер олимпиады указан неверно. Верно — LXIX (Номер LXVIV поставлен для бдительных читателей).
В ответ на многочисленные вопросы участников Оргкомитет разъясняет —
в задаче 7.2 вопрос «Можно ли так жить?» задан в математическом, а не в философском (и не в социологическом) смысле слова;
в задаче 11.4
1) определение взаимно простых чисел см. в учебнике математики 6 класса. (на самом деле в большинстве мест определение пришлось напоминать.);
2) слово «взаимно» в выражении «взаимно простые» СУЩЕСТВЕННО;
3) число 5 (само по себе) взаимно простым не является.
5 класс
5.1. В примере на сложение двух чисел первое слагаемое меньше суммы на 2000,
а сумма больше второго слагаемого на 6. Восстановите пример.
5.2. Составьте квадрат, используя ровно четыре из пяти изображенных ниже фигур.
Каждую из четырех выбранных Вами фигур можно использовать только один раз.
5.3. Без ореха (от дупла до орешника) белка бежит со скоростью 4 м/сек, а с орехом (от орешника до дупла) —
со скоростью 2 м/сек.
На путь от дупла до орешника и обратно она тратит 54 секунды.
Найдите расстояние от дупла до орешника. Ответ обоснуйте.
5.4. В день рождения дяди Федора почтальон Печкин хочет выяснить, сколько тому лет.
Шарик говорит, что дяде Федору больше 11 лет, а кот Матроскин утверждает, что больше 10 лет.
Сколько лет дяде Федору, если известно, что ровно один из них ошибся? Ответ обоснуйте.
5.5. В забеге от Воробьевых гор до Красной площади приняли участие три спортсмена.
Сначала стартовал Гриша, затем — Саша, и последней — Лена. После финиша выяснилось, что
во время забега Гриша обгонял других 10 раз, Лена — 6 раз, Саша — 4 раза,
причем все трое ни разу не оказывались в одной точке одновременно.
В каком порядке финишировали спортсмены, если известно, что они пришли к финишу в разное время?
Ответ обоснуйте.
Решения.
5.1. Ответ: 6+2000 = 2006.
Если из суммы двух чисел вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.
Из условия следует, что второе слагаемое равно 2000, а первое - равно 6.
5.2. Ответ: cм. рисунок.
Можно определить длину стороны искомого квадрата.
Общее количество клеток пяти фигур равно 4+5+6+6+9=30.
Значит, если можно составить квадрат, то только со стороной 5.
Таким образом, лишней является фигура из пяти клеток.
5.3. Ответ: 72 метра.
Поскольку обратно белка бежит в два раза медленнее, то
время, затраченное белкой на обратную дорогу, в два раза больше времени, которое она тратит
на дорогу от дупла до орешника.
Поэтому, время, затраченное на дорогу от дупла до орешника, в три раза меньше
времени, затраченного на всю дорогу, то есть, равно 54 : 3 = 18 секунд.
Следовательно, расстояние от дупла до орешника равно 18*4 = 72 метра.
5.4. Ответ: дяде Федору 11 лет.
Заметим, что если не ошибся Шарик, то не ошибся и Матроскин, что противоречит условию.
Значит, Шарик сказал неправду, в отличие от кота Матроскина.
Таким образом, дяде Федору больше 10 лет, но не меньше 11.
Следовательно, дяде Федору исполнилось 11 лет.
5.5. Ответ: первым финишировал Гриша, затем - Саша, и последней - Лена.
Гриша стартовал первым. Чтобы он смог совершить 10 обгонов, необходимо
чтобы Саша и Лена обогнали его хотя бы 10 раз.
Так как общее количество обгонов Саши и Лены равно 6 + 4 = 10, то они обгоняли только
Гришу и не обгоняли друг друга. После того, как Гриша совершил все 10 обгонов, он опять оказался
первым. Значит, спортсмены финишировали в том же порядке, в котором и стартовали.
6 класс
6.1. В саду у Ани и Вити росло 2006 розовых кустов.
Витя полил половину всех кустов, и Аня полила половину всех кустов.
При этом оказалось, что ровно три куста, самые красивые, были политы и Аней, и Витей.
Сколько розовых кустов остались не политыми?
6.2. Цифры трёхзначного числа A записали в обратном порядке и получили число B.
Может ли число, равное сумме A и B, записываться только нечётными цифрами?
6.3. В стране Полосатии произошёл переворот и новый лидер приказал перекроить старый флаг на
новый (см. рисунки).
Как выполнить такой приказ, если разрешается разрезать старый
флаг ровно на четыре части?
6.4. Чтобы испечь сто блинов, маме требуется 30 минут, а Ане — 40 минут.
Андрюша готов съесть 100 блинов за час.
Мама с Аней пекут блины без остановки, а Андрюша непрерывно их поедает.
Через какое время после начала этого процесса на столе окажется ровно сто блинов?
6.5. В норке живёт семья из 24 мышей. Каждую ночь ровно четыре из них отправляются на склад за
сыром. Может ли так получиться, что в некоторый момент времени каждая мышка побывала на складе
с каждой ровно по одному разу?
Решения.
6.1.Ответ: 3 куста.
Витя полил 1003 куста, из них 1000 он поливал один, а три вместе с Аней.
Точно так же Аня полила 1003 куста, из них 1000 она поливала в одиночку, а
три ╕ с Витей. Значит, вместе они полили 1000+1000+3=2003 куста. Следовательно, остались
не политыми 2006-2003=3 розовых куста.
6.2.Ответ: да, может.
Пусть, например, A=219. Тогда B=912, A+B=1131.
6.3.Ответ: cм. рисунок.
6.4.Ответ: через 24 минуты.
Первый способ. Мама печёт сто блинов за полчаса, значит, за два часа она испечёт
400 блинов. Аня печёт сто блинов за сорок минут, поэтому, за два часа
она испечёт 300 блинов. Андрюша за эти два часа съест двести блинов.
Получается, что через два часа на столе окажется 400 + 300 - 200 = 500 блинов.
Следовательно, для того, чтобы на столе оказалось сто блинов,
потребуется времени в пять раз меньше, то есть 120 : 5 = 24 минуты.
6.5.Ответ: нет, такого быть не может.
Каждая мышка за одну ночь может побывать на складе с тремя другими мышками.
Чтобы побывать на складе с каждой из 23 других мышек по одному разу,
ей необходимо 23:3 ночей. Но число 23 не делится нацело на три. Поэтому такая ситуация невозможна.
Второй способ. Производительность мамы при выпекании блинов равна 100/30= 3 1/3 блина в минуту.
Производительность Ани равна 100/40=2 1/2 блина в минуту.
Производительность
Андрюши при поедании блинов равна 100/60=1 2/3 блина в минуту.
За каждую минуту стараниями мамы,
Ани и Андрюши на столе появляется
3 1/3 + 2 1/2 - 1 2/3 = 4 1/6 блина.
Следовательно, сто блинов появятся на столе за 100 : 4 1/6 = 24 минуты.
7 класс
7.1. У двузначного числа первая цифра вдвое больше второй. Если к этому числу прибавить квадрат
его первой цифры, то получится квадрат некоторого целого числа. Найдите исходное двузначное число.
7.2. Петя тратит 1/3 своего времени на игру в футбол, 1/5 — на учебу в школе,
1/6 — на просмотр кинофильмов,
1/70 — на решение олимпиадных задач, и 1/3 — на сон.
Можно ли так жить?
7.3. Отметьте на плоскости 6 точек так, чтобы на расстоянии 1 от каждой из них
находилось ровно 3 из отмеченных точек.
7.4. В магическом квадрате суммы чисел в каждой строке,
в каждом столбце и на обеих диагоналях равны.
Можно ли составить магический квадрат 3x3
из первых девяти простых чисел?
Число называется простым, если у него ровно два делителя —
единица и само число.
7.5. На физическом кружке учитель поставил следующий эксперимент. Он разложил на чашечные весы
16 гирек массами 1, 2, 3, ..., 16 грамм так, что одна из чаш перевесила. Пятнадцать учеников
по очереди выходили из класса и забирали с собой по одной гирьке, причем после выхода каждого
ученика весы меняли свое положение и перевешивала противоположная чаша весов. Какая гирька могла остаться на весах?
Решения.
7.1. Ответ: 21.
Первая цифра в два раза больше второй только
у следующих двузначных чисел: 21, 42, 63 и 84.
Проверкой убеждаемся, что условию задачи удовлетворяет только число 21.
7.2.Ответ: нет, так жить нельзя.
Поскольку 1/5+1/6>1/3, то, сумма данных дробей
1/3+1/5+1/6+1/70+1/3>1, что противоречит здравому смыслу.
7.3. Ответ: например, см. риcунок.
Рассмотрим квадрат
ABCD со стороной 1. Построим на стороне AB во внешнюю сторону и на стороне CD
во внутреннюю сторону равносторонние треьники ABE и CDF.
Точки A, B, C, D, E и F - искомые.
7.4. Ответ: нельзя.
Пусть первые девять простых чисел как-то расставлены в клетках квадрата.
Среди них есть ровно одно четное число - 2.
Сумма чисел в строке, содержащей двойку, - четная (сумма двух нечетных и одного четного чисел).
В строках, не содержащих двойку, сумма чисел нечетна,
следовательно суммы чисел в каких-то двух строках разные и получить магический квадрат нельзя.
7.5. Ответ: на весах осталась гиря массой 1 грамм.
Поскольку в каждый момент времени массы на чашах весов отличались хотя бы на 1 грамм,
то для того, чтобы перевесила противоположная чаша, необходимо забрать гирю массой не менее
двух грамм. Следовательно, выходя из класса, ни один ученик не мог забрать гирю массой 1 грамм.
8 класс
8.1. Решите уравнение: |x-2005|+|2005-x|=2006.
8.2. Боковая сторона трапеции равна одному из оснований и вдвое меньше другого.
Докажите, что другая боковая сторона перпендикулярна одной из диагоналей трапеции.
8.3. На вопрос о возрасте его детей математик ответил:
"У нас с женой трое детей. Когда родился наш первенец,
суммарный возраст членов семьи был равен 45 годам, год назад, когда родился третий ребёнок — 70 годам,
а сейчас суммарный возраст детей — 14 лет".
Сколько лет каждому ребенку, если известно, что у всех членов семьи
дни рождения в один и тот же день?
8.4. В треьнике ABC проведены биссектрисы AA1 и CC1.
M и K — основания перпендикуляров, опущенных из точки B на прямые АА1 и СС1.
Докажите, что MK || AC.
8.5. Маша задумала натуральное число и нашла его остатки при делении на 3, 6 и 9.
Сумма этих остатков оказалась равна 15. Найдите остаток от деления задуманного числа на 18.
остаток при остаток при остаток при остаток при делении на 18 делении на 9 делении на 6 делении на 3
0 0 0 0
1 1 1 1
2 2 2 2
3 3 3 0
4 4 4 1
5 5 5 2
6 6 0 0
7 7 1 1
8 8 2 2
9 0 3 0
10 1 4 1
11 2 5 2
12 3 0 0
13 4 1 1
14 5 2 2
15 6 3 0
16 7 4 1
17 8 5 2
Из таблицы видно, что при делении на 18 может получиться только остаток 17.
8.6. Ответ: выигрывает Коля.
Каждым своим ходом Коля ставит фишку на одну из клеток отмеченной диагонали (см. рисунок). Сережа своим ходом ее оттуда убирает. Поскольку они ходят только вправо или вверх, то когда-нибудь игра закончится.
Задачу можно также решать с конца при помощи анализа выигрышных и проигрышных позиций.
9 класс
9.1. Решите уравнение .
9.2. Один из углов треугольника на 120o больше другого. Докажите, что биссектриса
треугольника, проведённая из вершины третьего угла, вдвое длиннее, чем высота, проведенная из той же вершины.
9.3. Сравните без помощи калькулятора числа: .
9.4. 20 шахматистов сыграли турнир в один круг (каждый сыграл с каждым по одной партии).
Корреспондент "Спортивной газеты" написал в своей заметке, что каждый участник этого
турнира выиграл столько же партий, сколько и свёл вничью. Докажите, что корреспондент ошибся.
9.5. Гриша едет по маршруту длиной 100 км. В его автомобиле имеется компьютер, дающий прогноз времени,
оставшегося до прибытия в конечный пункт. Это время рассчитывается исходя из предположения, что средняя
скорость автомобиля на оставшемся участке пути будет такой же, как и на уже пройденном.
Сразу же после
старта компьютер показал "2 часа" и всё дальнейшее время показывал именно это число (компьютер исправен).
Найдите x(t) — зависимость пути, который проехал Гриша, от времени с момента старта.
Постройте график этой зависимости.
9.6. В окружности с центром O проведены три равные хорды AB, CD и PQ (см. рисунок). Докажите,
что MOK равен половине угла BLD.
10 класс
10.1. Один градус шкалы Цельсия равен 1,8 градусов шкалы Фаренгейта, при этом
0o по Цельсию соответствует
32o по шкале Фаренгейта. Может ли температура выражаться одинаковым числом градусов как по Цельсию, так и
по Фаренгейту?
10.2. Даны квадратные трехчлены f и g с одинаковыми старшими коэффициентами. Известно, что сумма четырех корней этих
трехчленов равна р . Найдите сумму корней трехчлена f + g, если известно, что он имеет два корня.
10.3. Дан равносторонний треьник АВС. Точка К — середина стороны АВ, точка
М лежит на стороне ВС,
причем ВМ : МС = 1 : 3. На стороне АС выбрана точка P так, что периметр треугольника РКМ — наименьший
из возможных. В каком отношении точка Р делит сторону АС?
10.4. Найдите все простые числа р, для каждого из которых существует натуральное число m такое, что
—
также натуральное число.
10.5. Укажите все выпуклые четырехугольники, у которых
суммы синусов противолежащих углов равны.